Активный сабвуфер Kicx RX300BA

Нечерный ящик

Чёрным ящиком принято обозначать объекты, принцип действия коих либо неизвестен, либо в данный момент не важен. Ваше дело подать на него воздействие и посмотреть, каким будет отклик.

Мы с такой концепцией боремся изо всех сил, стараясь разобраться, как именно функционирует объект воздействия. С акустикой, сабвуферами и усилителями нам это, смею надеяться, неплохо удаётся. А вот когда сабвуфер в оформлении соединён с усилителем в один «объект» (называемый активным сабвуфером), задача становится сложнее. Действительно, на входе мы имеем широкополосный маломощный сигнал, на выходе — звуковое давление с довольно-таки узкой полосой. Мы ничего не можем узнать ни о выходной мощности усилителя, ни о чувствительности головки. Точно так же в общем случае от нас остаётся скрытой как форма АЧХ головки, так и особенности частотной характеристики усилителя. Впрочем, при наличии некоторого опыта можно всё-таки попытаться разделить эффекты, связанные с работой усилителя, от продиктованных особенностями головки. Как? А давайте посмотрим.

Перед нами активный сабвуфер Kicx RX300BA. Корпус ящика, как обычно, представляет собой лежащую «на боку» призму. Вот только сечение этой призмы имеет более сложную форму, нежели обычная трапеция. Особой сложности, впрочем, нет — просто не одна трапеция, а две. Угол наклона передней стенки правильный, 16 градусов к вертикали, но от этого нам пользы не много — переднюю стенку нельзя упереть в спинку сиденья хотя бы потому, что на ней же расположен «выхлоп» тоннеля фазоинвертора. Других же острых углов в сечении не замечено.

Шикарный, из никелированного пластика фланец порта демонстрирует преимущества заводского продукта перед любым сабвуфером «ручной работы». Здесь применена 12-дюймовая головка с составным диффузором и 28-миллиметровым подвесом из вспененного полиуретана. Внешний сегмент диффузора выполнен из полипропилена, внутри, как явствует из описания, целлюлоза. Там же указан и диаметр катушки (50 мм), и габариты магнита (134 х 25 мм). Боковые стенки корпуса имеют нетипично большую (для заводских сабвуферов) толщину 32 мм. Толщина остальных стенок, насколько можно судить, 16 мм. Передняя стенка корпуса и порт фазика (изнутри) покрыты шумопоглощающими составами. Панель усилителя на задней стенке выглядит относительно скромно, её габариты 200 х 155 мм. Впрочем, номинал предохранителя (20 А) показывает, что моноблок не претендует на то, чтобы ломать кости внутреннего уха. Кроме пары суммирующих входов RCA предусмотрены и входы высокого уровня, и это правильно — важная сфера применения готовых сабвуферов — служить басовым «довеском» к штатной аудиосистеме. Отключаемый фильтр НЧ можно перестраивать в диапазоне 50 — 250 Гц. Конечно, есть регулятор чувствительности (усиления), на этом перечень оснащения заканчивается — нет ни линейного выхода, ни подтонального фильтра, ни даже басового регулятора. Сабвуфер комплектуется межблочником (5,5 м), проводами питания, дистанционного включения (Rem) и клеммами. Ставить провода питания сечением 2,5 мм2 лично я бы не спешил, но типичный покупатель «готового платья» превыше всего ценит готовность к инсталляции, а она тут на высоте.

По привычке мы посчитали акустический объём ящика, получилось 35 л. А потом обнаружили этот параметр в спецификации — 33 л. Привожу эту информацию чисто для справочных целей, хотя теоретически на её основании можно было бы определить и параметры головки.

  • Мощность усилителя (по данным изготовителя), Вт 120
  • Тип оформления ФИ
  • Неравномерность АЧХ в салоне (25 — 100 Гц), дБ 7
  • Максимальное звуковое давление, дБ (63 Гц, КНИ 10%) 109
  • Средний КНИ (96 дБ, 50 — 125 Гц), % 1,25
  • Входная чувствительность, В 0,36 — >11
  • Ток холостого хода, А 0,4
  • Габариты (Ш х В х Г), мм 535 х 386 х 360
  • Внешний объём ящика, л 60

Начинаем, как обычно, с измерений в салоне. Наиболее ровная характеристика получается при отключённом фильтре НЧ: чаще всего у «двенашек» спад на 80 — 125 Гц бывает куда больше. С фильтром, установленным на наиболее широкую полосу пропускания (вторая спектрограмма), неравномерность на низком басе слегка возрастает (8 дБ) — похоже, что головка здесь ни при чём, просто одновременно с фильтром включается подтональный фильтр. Естественно, при низкой частоте среза фильтра появляется спад на верхнем басе (100 Гц), но и он выглядит вполне умеренно — общая неравномерность 10 дБ.

Измерения в лаборатории позволили внести некоторые уточнения. Лиловая и две красных линии — кривые звукового давления диффузора (без порта). Пик на 500 Гц, который мы видели на первой спектрограмме (но тогда не придали ему значения), на АЧХ без фильтра (лиловая линия) предстал во всей красе. Судя по всему, этот пик обусловлен резонансом звуковых колебаний в материале диффузора. Частота резонанса динамика в ящике примерно 85 Гц. Непривычно выглядит то, что максимум излучения порта ФИ находится по частоте намного выше минимума излучения диффузора. Но такова особенность ФИ, в котором сечение тоннеля сопоставимо (по порядку величины) с площадью диффузора. У домашней акустики, где тоннельчики — из водопроводной трубы, обычно где минимум одного, там и максимум другого. Ну, или совсем неподалёку. Как явствует из сравнения всех трёх кривых, частота среза фильтра НЧ меняется от 55 до 160 Гц

Результаты измерения нелинейностей поводов для критики не дают. Диапазон перестройки чувствительности достаточно широкий. (Мы подавали сигнал на оба входа, при использовании одного из них сигнал должен быть вдвое больше.) Кстати, по спецификации чувствительность усилителя от 0,1 до 1,0 В — по счастью, в действительности всё оказалось иначе. Показатель максимального уровня звукового давления выглядит довольно скромно. Давайте прикинем: 120 Вт мощности усилителя (по спецификации) это 42 дБ относительно 1 Вт, или 21 дБ по напряжению. 109 — 21 = 88 — такова ожидаемая чувствительность головки. Причём это та чувствительность, которую мы называем опорной (частота 63 Гц была взята не с потолка), большего от головки с таким магнитом мы и не ожидали. Очевидно, что максимум звукового давления в данном случае ограничен возможностями усилителя. С другой стороны, для сабвуфера, работающего в «команде» с фронтами и усилителями головного устройства, большего и не требуется.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ЧТО
Активный сабвуфер 12 дюймов
КТО
Kicx RX300BA
ПОЧЕМ
6990 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Входы высокого уровня
Музыкальная АЧХ в салоне
ЭТО — МИНУС
Солидные размеры
Нет басового регулятора
Не самое высокое давление
ОДНИМ СЛОВОМ
Не самый громкий, но на редкость музыкальный…
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение 9
Форма АЧХ в салоне 9
Оснащённость 8
Максимальное звуковое давление 7
Компактность оформления 7
Итог 40

Источник: Активный сабвуфер Kicx RX300BA Журнал "АвтоЗвук" На ковёр! 05/2011 Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО