3-канальный усилитель Audison SRx 3.1

СИНЯЯ ИЗОЛЯЦИЯ

Едва ли кто-то не обратил внимания: у бойцов в «горячих точках» (в отличие от ментов в «холодных») в автомат всегда вставлены два рожка, смотанные синей изоляционной лентой.

 

задавали себе вопрос: если так лучше (ну, понятно, что лучше: отстрелял рожок, перевернул, вставил — и держись, международные террористы, мать вашу!), то почему ижевский (или шанхайский) завод сразу так не делает, без синей изоляции? У нас наготове ответа нет. Как нет ответа и на другой вопрос. Как известно, самая распространённая (и самая полезная) схема автомобильной аудиоустановки — фронт, где бушует стереофония, и одинокий сабвуфер, исправно трудящийся в узкой полосе частот, не претендуя на объём и перспективу звуковой сцены. Известно также, что чаще всего для усиления сигнала в такой системе служит четырёхканальный усилитель, два канала которого, отведенные для сабвуфера, превращаются в один. Раз за разом превращаются, и никто их синей изоляцией не примотает друг к другу. Вот одни примотали. В линейке наиболее доступных усилителей Audison SRx появилась модель, где каналов три от рождения, а не после установки в систему.

Усилитель Audison SRx 3 известен по меркам нашей отрасли давно. В 2003 году он стал лауреатом EISA, стало быть, продажи его начались за несколько месяцев до этого, где-то к концу 2002-го. Можете, если не лень, отыскать на нашем сайте №9 за 2003 год, где раздаются регалии от EISA. Фирменный синий цвет, итальянская компоновка (а какая ещё?), когда все настройки и соединения выведены на одну длинную сторону корпуса. Позвольте-позвольте, а это тогда что? Куда подевалась синева? Где знаменитая синяя изоляция, я вас спрашиваю? Ушла в историю...

То, что перед вами, отчасти носит имя SRx 3.1. Я не случайно сказал «отчасти»: оба обозначения как будто равноправны. На упаковке написано «SRx 3», но сбоку есть наклейка, где фигурирует «SRx 3.1», шильдик на корпусе аппарата блестящими буквами сообщает: «SRx 3», а наклейка скромно информирует, что модель называется SRx 3.1.

Мне лично модернизированный индекс не очень нравится: в мультимедийной технике у точки особая роль, она отделяет содержательные каналы от басового (только без обид со стороны басового). Обозначение 3.1 по аналогии с 5.1 вызывает ассоциации с усилителями для домашнего театра. За примерами не надо будет даже выходить за ворота фирмы, разве что переместиться с одного производства, где собираются усилители SRx, на другое, где рождаются усилители из старших линеек. Помните усилитель LRx 3.1 MT (№7 за этот год)? Вот он точно театральный, и в нём три «сателлитных» канала и канал сабвуфера. А в SRx 3 каналов всего три, ровно столько, сколько большинству и надо. Опасаться путаницы, впрочем, не стоит: исторически первые SRx нынче можно прикупить только по объявлению.

Усилители из новой серии по-прежнему имеют литые корпуса, но окрашены они в серый цвет, который в целом и в среднем лучше вписывается в интерьер. Крышка из пассивированного алюминия закрывает все входы/выходы, как и доступ к регулировкам. Крышку нетрудно и снять, что делает подключение и настройку особенно удобными. Но, вероятно, было бы надёжнее, если бы крышку надо было не просто поворачивать на петлях, а перед этим что-нибудь отвернуть.

Номинал плавкой вставки у SRx 3 составляет 40 А — это немало, но для усилителя с сабвуферным каналом и не очень много. И тут, наверное, можно уже открыть секрет: усилитель сабвуферного канала построен по схеме класса D, так что даже при серьёзной мощности его потребление будет снижено. Собственно, вот это — вторая сторона сознательного отношения к вопросу «канальности»: раз фронт + сабвуфер, можно АВ + D. Четырёхканальников с двумя обычными и двумя импульсными каналами мы что-то не встречали, да и «мостить» класс D — не совсем тривиальная затея.

Все три канала рассчитаны на работу с минимальной нагрузкой 2 Ом. Зажимы питания готовы принять кабель диаметром до 7 мм. Выходные зажимы лепесткового типа — они меньше деформируют сравнительно тонкий акустический кабель, а значит, в условиях вибрации обеспечивают более высокую долговечность. Они теоретически могут принять кабель до 16 квадратов (таково сечение входного окна). В частности, саб без проблем подключается проводом 10 AWG. У сабвуферного канала две пары выходов и два входных гнезда для удобства коммутации.

Есть входы высокого уровня. Усилитель может работать как с четырьмя, так и с двумя входами. Во втором случае гнёзда входа Sub становятся линейными выходами. Такой подход позволяет отвести сигнал, скажем, на усилитель тыловой акустики, если в головном устройстве лишь одна пара выходов (или если работают входы высокого уровня). Можно подключить дистанционный регулятор громкости сабвуферного канала (если заранее позаботиться о его приобретении). Интересно реализован буст. Он вроде бы ступенчатый, но ступеньки очень гуманные: +2 и +4 дБ. Фильтры отключаемые: ФВЧ в каналах Front и ФНЧ в канале Sub (24 дБ/окт.). Диапазон перестройки частоты среза одинаковый: от 50 до 220 Гц.

Для прослушивания мы приготовили комплект акустики, состоящий из домашних громкоговорителей Monitor Audio Gold 20, известных своей нейтральностью звучания и достойной динамикой подачи материала, и автомобильного сабвуфера — головка 300 мм и закрытый ящик. Почему ЗЯ, надеюсь, понятно: у сабвуферов в ящике с фазоинвертором переходные характеристики, как правило, хуже. Звуковой материал частично традиционный:

1. Silence Technology Test Disc. Audio Div., Matsushita, 1990.

2. Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003.

3. Alan Parsons, «Telarc Sampler». Telarc, 1997.

К этому комплекту мы добавили ещё два диска:

4. Celentano, «Arrivano Gli Uomini», Clan, 1991, RTI12022.

5. «Японские барабаны» (название на японском), Victor, 2005, VZCG-526.

...Сабвуфер уже внесён в комнату для прослушивания, но пусть он пока постоит в сторонке, разберёмся с более тонкими вещами. Каналы Front во всю полосу. Ставим диск [2], конечно, «Money», для экспресс-анализа самое то. Общая динамика, надо сказать, хорошо сбалансирована. Контроль баса, впрочем, не стопроцентный, но никто ведь и не обещал. Солирующий сакс на самых громких пассажах расплывается в «кляксу». Акустической гитаре Челентано [4] не хватает рывка. В соло на ударных из [3] бочка контролируется усилителем далеко не идеально, но барабаны звучат отчётливо. Запись фейерверка (трек 13, [1]), атака разрывов по большей части проходит, пока они не становятся слишком быстрыми, здесь динамики усилителя не хватает.

Подключаем сабвуфер... (За многоточием скрывается не быстрый, но и не слишком интересный процесс настройки. Окончательная частота среза примерно 70 Гц у сабвуфера и 75 Гц — у фронтов.) С приходом сабвуфера картина изменилась очень заметно. Канал Sub делает с басовым динамиком всё, что хочет. Правда, как выяснилось, сам сабвуфер склонен к гудению, усилитель может только усугубить сей эффект, но не скорректировать. Этот усилитель не усугубляет. В звучании «бочки» появился щелчок, которого без сабвуфера ощутимо не хватало. Фронты, освобождённые от басовой нагрузки, нарастили динамику. Акустическая гитара у Адриано зазвучала живее, азартнее. Рабочие барабаны приобрели некоторый избыточный «панч», но с этим уже можно бороться с помощью кабелей, у нас стоял акустический очень уж быстрый.

Канал Sub
Максимальная мощность (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 266/390
Коэффициент нелинейных искажений (63 Гц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,345/0,351
Входная чувствительность, В 0,42 — 6,2
Отношение сигнал/шум, дБА 76
Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 13,6 — 136
Каналы Front
Максимальная мощность (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 83,4/123
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,029/0,031
Входная чувствительность, В 0,35 — 6,0
Отношение сигнал/шум, дБА 102
Переходное затухание, дБ 70
Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 9,7 — 31000
Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 10
Ток холостого хода, А 1,1
Габариты, мм 469 x 215 x 54

Мощность сабвуферного канала вполне достойная для усилителя общего назначения, а для тех, кому этого недостаточно, существует решение из моноблока и двухканального усилителя, за другие деньги, разумеется. Уровень шумов и показатель нелинейных искажений типичны для усилителей D-класса, хотя, думалось, что именно Audison откроет новые горизонты в этом направлении. Входной сумматор устроен таким образом, что от подачи сигнала на один или два входа уровень выхода меняется всего на 1 дБ, так что и чувствительность изменяется не сильно. И ещё одно наблюдение. При подключении к выходу канала Sub осциллографа и вольтметра и по достижении тока потребления значения 4 А срабатывала система защиты. Тут надо заметить, что на выходе усилителя D-класса — высокочастотный ШИМ-сигнал, отличный от того, который потребляется нагрузкой. Поэтому схеме защиты приходится вычислять опасную ситуацию по косвенным признакам и поэтому, кстати говоря, система защиты в таких усилителях не всегда успевает срабатывать в критических ситуациях. Эта — успевает. Но, как видите, она слишком осторожничает, и, в частности, что ей не понравилось в нашем осциллографе, остаётся только гадать.

Выходная мощность именно такая, какую мы считаем нормой для современных усилителей достаточно высокого класса. Набор измеренных технических характеристик каналов Front не оставляет повода для комментариев — здесь всё честно и серьёзно. При измерениях скорости нарастания довести размах меандра до максимума нам тоже помешала защита. При подключении нагрузки емкостного характера ток потребления усилителя практически не меняется, но и тут срабатывает предупредительная система защиты, а потому приведённые на рисунке осциллограммы получены при двойном размахе 17 В (максимуму соответствует размах 25 В). Как можно видеть, при емкостной нагрузке на выходе появляются заметные (15% по амплитуде), но быстро затухающие высокочастотные колебания.

Сразу привлекают внимание характеристики буста. Низкая добротность корректирующих кривых и аккуратный подъём (2,5/4,3 дБ на частоте 50 Гц) не превращают бас в колбасное изделие, а позволяют слегка изменить его окраску. Частота среза фильтра НЧ изменяется от 54 до 216 Гц, крутизна спада и вправду 24 дБ/окт. По уровню -1 дБ при максимально отпущенном фильтре верхняя граничная частота составит 183 Гц, то есть она выше, чем при отключенном фильтре. Но пассивный выходной фильтр у D-класса является неотъемлемым элементом схемы, а значит, при включении входного фильтра НЧ он (выходной фильтр) просто перестраивается на более высокую частоту среза. Зачем? Чтобы обеспечить чёткую и ожидаемую АЧХ во всём диапазоне частот среза. Вот это действительно серьёзно. Ну, и фильтр ВЧ перестраивается в диапазоне от 50 до 220 Гц в точном соответствии с декларацией.

ЧТО
Трёхканальный усилитель
КТО
Audison SRx 3 (SRx 3.1)
ПОЧЕМ
14450 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Крутой фильтр НЧ
Достойные технические характеристики
Работает с числом входов 4/2
Удобная инсталляция
Надёжная система защиты
ЭТО — МИНУС
Слишком умная система защиты
ОДНИМ СЛОВОМ
Ровно то, что нужно, просто раньше было негде взять
РЕЙТИНГ
Мощность 8
Технические характеристики 8
Оснащённость 8
Фильтры 9
Удобство установки 9
Итог 42


Источник: "3-канальный усилитель Audison SRx 3.1" Журнал "АвтоЗвук" НА КОВЁР! Пётр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО 11/2007